Книга Джузеппе Рульони

Выдержки из книги мы публикуем с согласия автора. К сожалению,

06.02 2016 его не стало.

 

Giuseppe Ruglioni

Что такое Ки?

Иероглиф Ки имеет много значений, например: ум, сознание, интерес, природа, расположение, энергия, пар, аромат и др. Этот иероглиф очень часто используется в современном японском языке и не может быть переведен с помощью лишь одного термина. Он был заимствован из Китая вместе с некоторыми понятиями науки, философии и языка и, поскольку ему не было эквивалентного термина в японском языке, сохранил свое звучание и значение.

Изначально иероглиф Ки состоял из трех коротких восходящих линий (см. рис. А), обозначающих тонкое вещество, выдох и пар. Позже была добавлена линия коме (см. рис. В), означающая «рис». Веками иероглиф Ки имел разные значения: воздух, атмосфера, энергия, сердцевина и, применительно к человеку, — настроение, вкус, характер, намерение, душа, ум, сердце, сознание. В соответствии с этимологическим анализом иероглиф (канжи) Ки (см. рис. С) может быть разделен на две группы линий: первая (см. рис. D), кигамае, — изначальное Ки, состоящее из четырех линий, является символом пара. Вторая, коме (см. рис. В), символизирует концепцию кормления, жизни, самовозрождения. Таким образом, вместе эти две группы можно перевести как энергию пара, производимую коме, рисом, который из растения становится едой. По другой версии вторая группа символизирует расширение во всех направлениях. Таким образом, вместе эти две группы означают расширение энергии во всех направлениях.

В японском языке воздух — это Куки, то есть Ки в пустом пространстве. «Иметь Ки к кому-нибудь» — это чувствовать влечение к кому-нибудь, довольно неопределенное чувство. Можно заключить, что японский иероглиф ки означает что-то, что можно почувствовать, но нельзя достоверно увидеть.

Объединение сознания и тела. Метод «тестирования»

Сам по себе иероглиф Ки ничего определенного не означает, но он подразумевает все. Чтобы дать этому лучшее объяснение, приведем некоторые примеры его использования.

Единство сознания и тела — это естественное состояние, с которым рождается каждое человеческое существо. Именно оно создает идеальные условия для максимального увеличения нашего потенциала. Но в процессе жизни это состояние постепенно утрачивается.

В соответствии с учением мастера Тохеи, метод познания и развития единства сознания и тела, равно как и многих врожденных непроявленных возможностей, основывается на четырех основных Ки-принципах (рассмотренных в следующем параграфе) с помощью обучающей системы, которая включает в себя специальные тесты. Практика Ки включает изучение различных человеческих ситуаций посредством упражнений и тестов, позволяющих оценить уровень знания различных принципов. Понять значение каждого теста не менее важно, чем пройти его.

Перед тем как начать изучение объединения сознания и тела, крайне важно обратить внимание на то, как должны проводиться указанные тесты. Ки-тестирование — это созданная мастером Тохеи особая система практики, позволяющая осуществлять тестирование и обучение через ощущение состояния единства сознания и тела.

В настоящее время Ки-тесты используются для оценки степени ментального спокойствия и релаксации, а также стабильности, достигнуть чего можно посредством правильного расположения тела и единства сознания и тела. Ки-тестирование — это новая методика, не имеющая эквивалентов ни в восточных, ни в западных странах. Это метод обучения, реальный инструмент для обучения объединению сознания и тела. Это не вызов или демонстрация силы, а непосредственная проверка того, что принципы Ки были применены правильно. Ки-тесты строятся и делятся на уровни в соответствии с опытом партнера: они, как зеркало, показывают состояние нашего сознания посредством тела.

Для того чтобы понять четыре принципа объединения сознания и тела, необходимо правильно выполнять тесты. Для этого мастер Тохеи сформулировал следующие пять принципов Ки-тестирования.

 1. Проверяйте сознание, а не физическую силу

 Применяя силу или давление при выполнении теста, вы просто проверите физические возможности партнера. В этом случае партнер может легко пройти тест, особенно если он сильный человек или имеет опыт в рукопашном бое, дзюдо или боксе. Наши тесты применяются к телу, но направлены они на сознание партнера и, таким образом, должны выполняться без усилия, при полной релаксации. Выполняя Ku-тест, следует действовать, как действует врач, который, предельно осторожно, стетоскопом слушает удары сердца или дыхание, одновременно наблюдая за реакцией пациента. Вы должны применять тест столь же внимательно, тщательно присматриваясь ко всем реакциям партнера. Механический аспект теста не важен, в то время как взаимоотношения между человеком, осуществляющим упражнение, и человеком, принимающим его, является здесь самым важным. Реакция тестируемого особенно интересна, поскольку она может подсказать способ улучшения самих себя. Тест проводится полностью расслабленной рукой и легким касанием пальца и кисти.

 2. Тестируйте, ориентируясь на партнера

Как мы уже сказали, Ки-тестирование — это способ проверки и обучения путем обмена ощущениями. Поэтому необычайно важно применять тестирование в соответствии с уровнем опыта партнера. Вначале партнер пройдет проверку своего понимания четырех принципов «объединения сознания и тела». Далее будет проверяться главным образом состояние его ментального спокойствия и релаксации. Ки-тестирование практики охватывает разные уровни опыта. Первый уровень (Шокю) основывается на простой проверке и состоит из серии упражнений, обучающих тому, как объединить сознание и тело. Второй уровень (Чукю) более трудный, поскольку партнер должен оставаться спокойным и расслабленным, вопреки разнообразным внешним стимулам, направленным на то, чтобы смутить его ментальное спокойствие. То же касается последующих уровней Ки-тестирования (Дзёкю, Шоден, Чуден, Окуден): чем опытнее человек, тем выше сложность теста.

 3. Тестируйте, чтобы обучить, а не отпугнуть

В мире боевых искусств мы часто встречаем учителей и мастеров, использующих обучение для увеличения своей власти и чувства собственной важности. Это отпугивает учеников. Такой подход неприемлем для Ки-тестирования, поскольку он непродуктивен как для тестирующих, так и для тестируемых. Тестирование имеет образовательную ценность само по себе, и здесь важно, чтобы каждый тест давал новый опыт, учил самоконтролю и самооценке.

 4. Учитесь, тестируя других

Тестирование не может быть механическим действием, поскольку производится человеком по отношению к другому человеку. Оно предполагает участие тестирующего, то есть включает его внимание, эмоции, выражение, расположение, общение. Опыт Ки-тестирования полезен не только тестируемому, но и тестирующему.

 5. Объясняйте значение теста, а не только то, как его выполнить

Некоторые ученики пытаются всеми способами пройти тест, используя обман или стараясь уравновесить давление, производимое тестирующим. Когда это имеет место, то, скорее всего, истинное значение теста не было понято. Фактически, пройдете вы тест или нет — не главное. Самое главное — понять происходящее во время теста и то, почему это происходит, поскольку только это понимание прибавляет опыт и помогает увеличить вашу уверенность в себе и Ки-принципах.

Чтобы лучше и глубже понять концепцию «объединения сознания и тела», мастер Тохеи определил четыре принципа, которых следует придерживаться.

1. Удерживайте Одну Точку

2. Полностью расслабляйтесь

3. Сохраняйте вес внизу

4. Расширяйте Ки

Два из этих принципов (первый и четвертый) относятся к сознанию, в то время как другие два (второй и третий) — к телу.

Каждому из этих четырех принципов соответствуют пять принципов для Ки-тестирования. Все они сведены в таблицу, в которой суммируются принципы, детально описанные в приложении.

 Практика, или изучение объединения сознания и тела, базируется на двух основных аспектах: изучении внимания, когда речь идет о принципах сознания, и изучении релаксации, когда речь идет о принципах тела. Мы уже обсудили власть сознания над телом и необходимость контроля сознания для достижения интеграции и объединения. Практикуя Ки, вы должны быть способны контролировать сознание, приводя его в состояние внимания.

Рассмотрим четыре принципа «объединения сознания и тела».

1. Удерживайте Одну Точку

Как мы уже видели, тело действует как зеркало сознания, и, глядя на тело, можно видеть, спокойно или подавлено, стабильно или сконцентрировано, слабо или расплывчато сознание. Степень стабильности тела пропорциональна степени спокойствия и стабильности, достигнутых сознанием. Чтобы «держаться Одной Точки», рекомендуется концентрировать внимание на точке живота чуть ниже пупка; таким образом достигаются прочная стабильность и состояние объединения сознания и тела.

 Давайте рассмотрим следующий пример:

Если человек стоит, а мускулы его тела напряжены, то, толкнув его, даже мягко, вы легко сможете заставить его изменить позу. И наоборот, если он сосредоточит внимание на точке под животом, его мускулы не напрягутся, он не будет сопротивляться толкающему давлению и останется устойчивым, как камень.

 Чтобы проверить это упражнение, мы используем Ки-тестирование, описанное мастером Тохеи, применяя серию легких давлений на тело в целях проверки Одной Точки: спокойное сознание сконцентрировано на Одной Точке.

Тесты, как мы уже сказали, следуют естественному ходу и предоставляют неоспоримые доказательства способности объединить сознание и тело.

Когда сознание спокойно в Одной Точке, вы можете достичь стабильности вне зависимости от положения тела: сидя на земле или на стуле, стоя на коленях или лежа, или двигаясь из одного положения к другому. На самом деле Одной Точки не существует, это просто идеальное мест( куда следует направлять внимание, не фиксируя его, чтобы объединились сознание и тело.

Мастер Тохеи предложил также пять принципов удержания Одной Точки:

Пять принципов удержания Одной Точки

Не ощущайте живот

Для новичка особенно полезно найти Одну Точку, то есть то место на животе, на которое можно было бы направить свое сознание. Если вы напряжете мускулы живота, под пупком вы обнаружите небольшую область, напрячь которую вы не сможете. Это и есть Одна Точка.

 Не ощущайте вес тела в ногах

При попытке удержания Одной Точки новичок может облегчить себе задачу, если перенесет вес своего тела на Одну Точку, а не на ноги и ступни, что, вместе с чувством легкости, позволит правильно и устойчиво расположить тело.

 Не ощущайте свое дыхание

Когда сознание спокойно и сконцентрировано, дыхание тоже спокойно и едва слышно. И наоборот, когда вы огорчены или напряжены, ваше дыхание становится быстрым, неравномерным и шумным.

 Позвольте всему впитаться в Одну Точку

Мастер Тохеи описал Одну Точку как «бесконечный магический сосуд», в который вы можете вобрать все, что беспокоит или огорчает вас, включая гнев и негативные эмоции. Если вы попытаетесь сохранить равновесие, в то время как кто-то дергает вас за руку вниз, возможно, вы не сможете этого сделать. Если же вы представите себе, что всю силу, прилагаемую к вашей руке, вы впитываете в Одну Точку, словно это магический сосуд, и расслабляете руки, тогда вы сохраните равновесие.

Посылайте всю силу из Одной Точки

Первые четыре принципа помогли нам найти Одну Точку. Пятый показывает, как ее использовать. Любое движение всегда должно начинаться в Одной Точке. Находясь в позиции стоя и удерживая Одну Точку, вам будет довольно легко сохранить равновесие, вопреки толчкам при выполнении Ки-тестирования и вне зависимости от того, осуществляется давление на грудь или на спину Меняя позицию, стоя или опускаясь на колени (сейза), при проверке вы легко можете потерять равновесие и концентрацию на Одной Точке. Если вы представите себе, что, опускаясь на колени, вы опускаете Одну Точку (как если бы Одна Точка двигала все тело), тогда вы безо всяких усилий сможете сохранить равновесие, с какой стороны ни последовала бы проверка.

2. Полностью расслабьтесь

Хорошо известно, что хорошее здоровье является также следствием умения расслабляться. Многие нынешние болезни корнями уходят в психологию, стрессы. Легко огорчаться и быть нервным, сталкиваясь с трудностями повседневной жизни. Наши ресурсы быстро истощаются, и мы становимся слабыми, менее скоординированными. К несчастью, большинство людей рассматривают расслабление как состояние, в котором тело совершенно не испытывает никакого напряжения и становится очень слабым. Таким образом трудно быстро восстановить энергию, и мы переходим от состояния психологического стресса к состоянию полного отчаяния, слабости и потери сил.

Рекомендации мастера Тохеи к полному расслаблению таковы:

 Пять принципов полного расслабления

 Направьте вес каждой части тела на его исконное место

Направлять вес каждой части вашего тела в правильное место очень помогает сопоставление с силой притяжения. Вы должны подняться на ноги, чувствуя себя очень легким, а потом медленно опуститься вниз, поставив ноги плоско на пол: тогда вес каждой части тела будет распределен правильно.

 Расслабляйтесь, не теряя силу

В связи с обычными представлениями о том, что расслабление — это состояние слабости, этот принцип необычайно важен: для большинства людей единственной альтернативой психологическому стрессу является бегство в состояние забытья.

Легко усесться в кресло в поисках отдыха после занятий или длинного и утомительного рабочего дня. Когда это превращается в привычку, также легко к состоянию пассивности приучается и наше сознание, оно становится неспособно к созданию позитивного стимула для тела. Следовательно, очень важно научиться расслабляться без слабости, научиться достигать состояния покоя и достаточности, не впадая снова в состояние психологического стресса.

 Достигайте приподнятого состояния тела

Здесь можно описать три различных состояния тела: 1) состояние психологического стресса и напряжения (без релаксации), 2) пассивное состояние забытья, 3) состояние активной релаксации без потери сил и без напряжения. В первом состоянии тело из-за напряжения мускулов часто принимает неправильную позу (согнутую и напряженную). Обычно это видно по плечам и по задней части шеи, где скапливается напряжение. Голова при этом обычно втянута в плечи. Во втором состоянии тело имеет тенденцию обвисать, как сдувающийся воздушный шар. И только в третьем состоянии тело добивается правильного положения, как туго надутый воздушный шар. Это возможно только тогда, когда ваше сознание свободно перемещается в пространстве, не концентрируясь на конкретных проблемах. Только в этом случае ваше тело занимает естественную для него часть пространства.

Достигайте наиболее сильной позиции своего тела

Многие, особенно в мире боевых искусств, принимать странные позы, полагая, что, стоя с широко расставленными ногами и напряженными мускулами, они выглядят более сильными и устойчивыми. Мягкого толчка будет здесь достаточно, чтобы заставить их потерять равновесие или даже упасть. На самом деле, самая сильная поза — это самая естественная поза, та, в которой вы можете пребывать долгое время, чувствуя себя удобно, оставаясь устойчивыми и уверенными в том, что вы достаточно сильны, чтобы расслабиться (расслабление = сила).

Не будьте агрессивными

Состояние полного расслабления — это отсутствие напряжения и агрессивности. В тот момент, когда вы чувствуете себя агрессивными, вы находитесь в состоянии психологического напряжения. В соответствии с указанными выше четырьмя принципами, вы должны развить отношение непротивопоставления, привычно избегая конфликта. Чтобы научиться полностью расслабляться и избегать напряжения в теле, не становясь слабым, мастер Тохеи предлагает следующее очень полезное упражнение. Стоя, предплечьями и кистями рук делайте быстрые стряхивающие движения вниз, сгибая при этом локти, словно отряхивая воду с рук. Если мускулы верхней части тела (руки, плечи, спина) расслаблены, вы испытаете приятные ощущения и, возможно, почувствуете покалывание в руках. Вы также почувствуете себя взбодренными и устойчивыми. Если вы проверите это упражнение тестированием, ваша убежденность возрастет: попробуйте поднять руку. При пассивной релаксации рука согнется, а если тело напряжено, тогда сдвинется все тело. Если вы, проделав это упражнение, попробуете еще раз, рука уверенно останется в своей исходной позиции, и тело тоже останется стабильным.

 3. Сохраняйте вес внизу

 В соответствии с законом притяжения, любой объект испытывает притяжение к земле. Все живые существа подчиняются этому закону. Если мы возьмем в руки кошку, а потом бросим ее лапами вверх, в полете она перевернется и естественным образом приземлится на лапы. Это инстинкт, это происходит автоматически, без специальных усилий.

В отношении человеческого тела вы понимаете, что третий принцип тесно связан с предыдущим. В расслабленном состоянии, как было описано выше, каждая часть нашего тела естественным образом подчиняется притяжению. Когда вы огорчены или злы, вес как бы увеличивается, мускулы шеи, спины и плеч становятся жесткими, а движения — скованными. Расстроенное сознание вызывает неестественное и неустойчивое распределение веса тела. И наоборот, спокойное сознание соответствует естественно расслабленному телу, вес которого располагается в соответствии с законами тяготения при стоянии или в процессе ходьбы.

Чтобы лучше понять, как важно держать вес расслабленным, протяните одну руку вперед, и пусть кто-нибудь попробует поднять ее, нажимая вам снизу на локоть. Скорее всего, рука поднимется, и вы не сможете контролировать ее. Если вы попробуете сопротивляться, напрягая мускулы, все ваше тело потеряет равновесие и сдвинется. Если же вы сконцентрируете внимание на нижней поверхности руки, в то же время воображая, что там находится весь вес, — рука не поднимется в течение теста, и это не будет вам стоить особых усилий.

Необычайно важно направлять вес любой части тела именно на ее нижнюю поверхность.

 Пять принципов удержания веса внизу

 Примите удобную позу

Мы уже упоминали тесную связь между полной релаксацией, локализацией веса на нижних поверхностях всех частей тела и достижением устойчивой и удобной позиции. Чтобы научиться удерживать вес внизу, очень важно занять наиболее удобную позицию, равно распределяя вес по основанию и расположив Одну Точку в самом центре. Посмотрите, например, на четырехмесячного младенца, когда он научился садиться со скрещенными ногами: вы увидите, что он сидит, наклонив тело немного вперед, то есть идеально перпендикулярно к центру поддерживающей его основы. Если он отклонится назад, даже совсем немного, то упадет назад. После нескольких попыток он снова сядет, перенеся основной вес в Одну Точку, перпендикулярно своей основе.

 Не чувствуйте вес своего тела

Вы часто чувствуете вес своего тела, особенно когда устаете, грустите или находитесь в депрессии. В таких случаях вес увеличивается, и вы становитесь слабыми и апатичными. В состоянии счастья и расслабления вес, естественным образом, не будет давить на вас. Попробуйте, как на рисунках, провести тест с партнером, обладающим ростом и весом, аналогичными вашим. Попросите его поднять вас вверх, взяв за подмышки, и если вы вообразите себя в этот момент очень тяжелым, он сможет оторвать вас от земли. Попробуйте еще, но вообразите себя на этот раз необычайно легким, и ваш партнер поднимет вас с большим трудом или вовсе не сможет сделать этого.

 Позвольте Ки расшириться до максимума

Все четыре принципа объединения сознания и тела тесно связаны. Следовать одному принципу — значит следовать всем им, поскольку все они выражают состояние объединения сознания и тела. Как будет видно позже, когда вы расширяете свое Ки, ваше сознание входит в состояние внимания, которое позволяет вам держать тело расслабленным, в соответствии с законом притяжения, с весом, помещенным в нижние части вашего тела и конечностей.

 Реагируйте в правильный момент правильным образом

Памятуя о взаимосвязанности полной релаксации и ментального спокойствия, легко будет понять, что, когда вы расслаблены и ваше сознание спокойно, внимание позволяет вам реагировать мгновенно и верно, как и требуется. Это происходит потому, что вы достаточно гибки, чтобы адаптироваться к меняющимся ситуациям. Пример с падающей кошкой, который я приводил ранее, отлично подходит к этому случаю.

 Воспринимайте ясно

Этот принцип, как и другие, тесно связан со спокойствием сознания.

4. Расширяйте Ки

 Когда я пробую объяснить концепцию объединения сознания и тела ученику, практикующему Ки в первый раз, я, часто предлагаю очень простой тест: рука, которую невозможно согнуть.

 Попробуйте держать руку вытянутой вперед, в то время как ваш партнер пробует согнуть ее в локте. Ваш партнер, наверное, сможет согнуть ее без особых усилий. Это происходит потому, что вы, чтобы пройти тест, сконцентрировали сознание на своей руке и на партнере, пробующем ее согнуть. Теперь попробуйте еще раз, направляя свое внимание куда-нибудь в другое место, например, смотрите вперед в направлении своих пальцев. Рука не согнется, и вы безо всяких усилий пройдете тест.

 Таким образом, можно заключить, что если удержание Одной Точки означает помещение спокойного сознания в центр тела, то расширение Ки означает направление внимания вовне и достижение, таким образом, объединения сознания и тела. В статической ситуации может быть легче удерживать Одну Точку, в то время как в процессе движения расширение Ки, особенно при помощи взгляда, может оказаться не таким простым делом.

 Пять принципов расширения ки

 Не чувствуйте тело

Необычайно важно стараться не концентрировать сознание на теле, надо позволить ему быть свободным. Человеческое тело может естественным образом следить за всеми своими функциями. Сердце бьется без моего участия, переваривание пищи идет, даже если я не концентрируюсь на животе и кишечнике. Более того, чем спокойнее и, расслабленнее сознание, тем лучше выполняются телом его естественные функции. Чтобы дойти из одного места в другое, я не должен концентрироваться на каждом шаге, иначе я сошел бы с ума: достаточно просто посмотреть в том направлении, куда я хочу пойти. Если вы повторите тест, концентрируясь на руке, которая не должна быть согнута, вы дадите ей некоторую силу, и это сделает вас зажатым и слабым. И наоборот, если вы оставите сознание свободным, направив внимание на внешний мир, рука останется выпрямленной — безо всяких усилий.

 Чувствуйте центростремительную силу

Двигаясь, очень важно чувствовать и использовать центростремительную силу. Это означает быть полностью расслабленным и расширять Ки вовне. Попробуйте следующее упражнение: в положении стоя начните быстр вращаться, а потом внезапно остановитесь. Вам будет трудно удержать равновесие и, может быть, вас даже стошнит. Попробуйте еще раз, полностью расслабив руки, позволяя им выпрямиться естественным образом в процессе вращения, в соответствии с центробежной силой, вызванной быстрым движением. Чтобы не потерять равновесия, когда вы остановитесь, достаточно будет удер-| жать Одну Точку, и, кроме того, вы еще испытаете приятное чувство в руках.

 Сохраняйте мягкое выражение лица

При расширении Ки тело занимает стабильную позицию, а глаза приобретают внимательное и мягкое выражение. В некоторых восточных боевых искусствах существует поверье, что злой и агрессивный взгляд означает большую силу и власть. Однако на самом деле это означает, что сознание сконцентрировано на чем-то или ком-то, не позволяющем вам быть свободным и пластичным в движениях.

Достигайте наиболее спокойного положения

Мы часто принимаем неуравновешенные позы, потому что наше сознание неспокойно и мы в себе не уверены. Давайте посмотрим с помощью другого теста, как можно достичь положения, на первый взгляд, нестабильного, просто имея спокойное сознание. Поднимите руку и ногу с одной стороны и попробуйте удержать равновесие, стоя в этой позе. Для многих это будет трудной задачей. Даже если вы все-таки сможете удержать равновесие, скорее всего, вы все равно упадете, если ваш партнер мягко толкнет вас в запястье. Теперь попробуйте повторить упражнение, успокоив сознание и создав хорошую базу устойчивости: пока ваш партнер толкает вас, вообразите, что вы стоите не на одной ноге, а, наоборот, на трех ногах: одной -вашей, двух — вашего партнера, как будто вы с ним единое тело. Теперь, с помощью сознания, вы будете идеально устойчивы.

Будьте свободны и чисты

Как мы увидели, необычайно важно не заострять свое внимание на чем-либо конкретном. Давайте теперь попробуем почувствовать, как важно держать сознание свободным и чистым. Попробуйте идти вперед, удерживая внимание на чем-нибудь другом, например на пространстве за вашей спиной. Если в процессе этого действия вы встретите небольшое препятствие, как, например, вытянутую руку вашего партнера, вы неожиданно остановитесь (см. рис. 17). Затем повторите упражнение, расширяя свое внимание в том же направлении, в котором идете. Теперь, даже если партнер попытается вас остановить, вы сможете идти дальше, таща его за собой

 Ки-дыхание

Как известно, человек выдыхает углекислый газ в окружающую среду, замещая его кислородом, который является основным элементом метаболизма клеток. Этот процесс происходит в системе дыхания, которую можно разделить на внешнюю и внутреннюю (глубокую) системы: легкие -это органы, обеспечивающие поступление кислорода в кровь и выбрасывающие углекислый газ во внешнее пространство. Для человеческого существа дыхательная функция является жизненно важной.

На Востоке существует множество школ, разрабатывающих различные техники дыхания. По одним из них нужно выдыхать через рот, а вдыхать через нос, по другим — выдыхать и вдыхать через рот, по третьим — использовать только нос. Некоторые техники используют движения живота, но чаще всего здесь возникают противопоказания, поскольку такой способ создает напряжение в теле, ограничивая или снижая оздоровительный эффект дыхания.

Основой техники мастера Тохеи послужил метод, давно известный в Японии как Мисоги-дыхание, которое он развил в Ки-дыхание, применяя принципы объединения сознания и тела. Для Ки-дыхания важно объединить сознание и тело и полностью расслабиться. Обычно оно практикуется сидя в позиции сейза, но, по мере овладения, можно делать это сидя на стуле, стоя, лежа или в процессе ходьбы. Не следует забывать, что принятая поза должна позволять телу расслабиться, а брюшная полость и грудь не должны быть сдавлены.

Давайте теперь попробуем использовать технику мастера Тохеи, сидя в позиции сейза с расслабленными плечами и закрытыми глазами.

Пять принципов Ки-дыхания

Выдох со звуком «ха»

Ки-дыхание всегда начинается и заканчивается выдохом: вы должны немного открыть рот и начать выдыхать, делая негромкий звук «ха», очень спокойно и медленно, как , показано на рис. 27. Этот негромкий звук (просто дуновение) должен быть чистым и длинным, без напряжения или прерываний. Вначале выдох длится около тридцати секунд; позже, когда вы будете чувствовать себя более уверенно в этой технике, вы можете продлить его до минуты. Для новичка вполне нормально прекратить упражнение на десятой-пятнадцатой секунде выдоха.

 Выдыхайте спокойно

Необычайно важно сохранять тело полностью расслабленным и легким. С этой целью полезно будет начать сохранять Одну Точку в качестве центра окружающего пространства еще до начала упражнения, чтобы состояние внимания к окружающему пространству помогло телу быть свободным и легким. Если это окажется трудной задачей, можно попросить помощи у партнера: пусть, если вы будете неуклюжи и негибки, во время упражнения он стоит сбоку от вас и поднимает ваше тело, помогая вам почувствовать себя легче.

Долгий спокойный выдох позволит вам сохранять тело расслабленным и получать особенно приятные ощущения.

 После выдоха продолжайте бесконечно расширять Ки «половинками»

Закончив выдох, слегка нагните туловище вперед. Это один из наиболее трудных моментов, потому что вы можете запаниковать, ввиду необходимости вдохнуть как можно скорее, и потерять контроль, сводя на нет всю проделанную до этого работу. Чтобы избежать этого, главное -продолжать расширять Ки во внешнее пространство, воображая, что в вашем теле все еще есть воздух, который можно задержать. В этой ситуации поможет тест со стороны вашего партнера: он должен проверить вас путем легкого надавливания сзади. Если вы продолжите расширять Ки (бесконечно деля на половины), вы получите стабильный результат теста, и это поможет вам не заострять внимание сознания на дыхании и, таким образом, избегнуть состояния стресса.

 Вдох должен происходить через кончик носа, пока тело не наполнится воздухом

Закрыв рот, начните вдыхать кончиком носа. Очевидно, что воздух войдет через ноздри, но лучше вообразить, что он входит через кончик носа, чтобы избежать сжатия ноздрей. Если вы попробуете вдыхать быстро, у вас появится неприятное ощущение, словно вы сейчас взорветесь, верхняя часть тела будет напряжена, и вы почувствуете, как ваш вес увеличивается. Вашему партнеру легко будет вас проверить, надавив слегка вам на грудь — вы упадете назад, поскольку Точка уже не будет на- I ходиться в центре, а вес не будет больше удерживаться  внизу.

Теперь, чтобы избежать неприятного чувства «надувания» и сжатия, попробуйте вдохнуть медленно, представляя, как все тело наполняется воздухом, становится легким, очень легким.

 После вдоха по половинке впитывайте в Одну Точку

Закончив вдох, вы должны сохранить чувство легкости и вернуться в начальную позицию. Это второй трудный момент: здесь часто наблюдается тенденция к немедленному выдоху. Чтобы преодолеть чувство паники, нужно сохранять сознание спокойным, выполняя упражнения концентрации (делением пространства на половинки), которые мы уже выполняли в предыдущем параграфе по Ки-медитации. Другими словами, успокойте свое сознание, представляя, что в вашем теле все еще достаточно пространства, содержащего большое количество воздуха. Это остановит стресс и позволит вам выполнить все упражнение по вдыханию без напряжения. Также поможет здесь вам и партнер: пусть он слегка толкнет вас в грудь, чтобы проверить ваше состояние равновесия и расслабленности.

Вначале важно тренировать Ки-дыхание, следуя своему собственному ритму, не принуждая себя, одному или с помощью и тестированием вашим партнером. Потом, когда вы будете чувствовать себя более уверенно в этом упражнении, вы можете практиковаться группой, следуя ритму, заданному учителем, который будет давать сигнал начала и конца фаз выдыхания и вдыхания ударами двух палочек.

Чтобы совершенствоваться в практике Ки-дыхания, вы должны попробовать выполнить следующее упражнение: ведите себя так, словно ваше тело — емкость, наполненная воздухом. Ваша задача — выпустить старый, использованный воздух и наполнить емкость свежим воздухом. Встаньте и начните выдыхать, представляя себе, что сначала выпускаете воздух из головы, потом из тела и наконец из ног, пока не дойдете до кончиков пальцев ног. Тогда начните вдыхать, представляя, как наполняете воздухом сначала ступни, потом ноги, потом тело и наконец голову. Вы увидите, что, концентрируя внимание на визуализации опустошения и наполнения тела, вы сможете значительно продлить свой дыхательный цикл.

Основой Ки-Айкидо является объединение сознания и тела, а первым шагом к этому — изучение принципов Ки с помощью Ки-тестирования. Первым делом мы учимся сохранять Одну Точку и расширять Ки (то есть располагать Одну Точку в центре пространства), и полностью расслабляться, удерживая вес внизу. Другими словами, следует научиться использовать свою природную силу с помощью релаксации.

Практика Ки-Айкидо — это не спорт, не соревнование, не способ самозащиты. Мы чередуем две разные роли: роль уке (или укеми, враг ударяющий или захватывающий) и роль наге (защищающий себя или ведущий атаку). В этом случае я также использую совет мастера Тохеи о введении в практику Айкидо принципов объединения сознания и тела. Объяснения пяти принципов Син Син Тоитсу Айкидо будут расширены примерами двух техник, иллюстрированных обычными схемами.

 Пять принципов управления (для Син Син Toйцу Айкидо)

 Пусть Ки расширяется

Важно, что наге и укеми объединили свое сознание и тело, что они могут держать Одну Точку и быть полностью расслабленными, удерживая вес внизу и позволяя постоянно расширяться. Оба практикующих (наге и укеми) должны расширять свое Ки до максимума. Это означает, что, если укеми может захватывать или нанести удар, будучи полностью расслабленным, тогда очень трудно освободиться с помощью одной только техники Айкидо. Блокировать партнера с помощью Ки означает, что держать его нужно легонько, аккуратно. Чтобы научиться удерживать его с помощью Ки, давайте попробуем упражнение рукопожатия.

Дайте руку партнеру и схватите его руку с силой, как сделал бы это настоящий мужчина, а потом предложите партнеру быстро высвободить руку. Хотя ваша хватка и сильна, вы не сможете удержать руку партнера. Теперь попробуйте еще раз, но не хватайте его руку с силой, а «оберните» свою руку таким же образом, как вы бы сделали, естественно и спонтанно, пожимая руку любимому другу, которого не видели долгое время. Когда партнер попробует высвободить свою руку, будет казаться, что она застряла, а ваша хватка станет как петля: чем больше тянешь, тем туже она стягивается. В первом случае вы ощутите только сжатые кости другой руки, а ваш партнер будет чувствовать себя неудобно, в то время как во втором случае вы, с помощью контакта с рукой партнера, сможете воспринять присутствие партнера в полной мере.

Мягко удерживать или расслабленно ударять с помощью Ки- это действительно важный секрет практики Ки-Айкидо. Уесиба Морихеи тоже мягко держал и касался во время демонстрации своей техники, но он обычно говорил при этом, что слишком стар, чтобы держать с силой, учил учеников держать, используя физическую силу; он делал их тем самым слабее по сравнению со своей расслабленностью и более манипулируемыми.

Коичи Тохеи, который научился сперва следить за действиями мастера Уесиба, а потом уже слушать, что он говорит, быстро понял всю важность мягкого удержания и быстро стал одним из сильнейших практиков Айкидо. Способность укеми держать или нападать с помощью Ки вынуждает наге действовать, не сопротивляясь партнеру, а направляя его Ки. В намерение партнера с помощью Ки для нейтрализации его атаки необязательно входит соревнование с целью победить: тому, кто не выигрывает, также позволено не проигрывать. Чтобы правильно направлять, нужно быть хорошим укеми, т.е. уметь правильно следовать.

 Знайте намерение партнера

Чтобы пять принципов Син Син Тоитсу Айкидо были более понятны, я использую последовательность действий, иллюстрирующих применение техники нейтрализации атаки кулаком. Когда вы встанете, а ваш партнер — сзади, готовый ударить вас правым кулаком, самое важное будет сохранять сознание спокойным, чтобы иметь периферийное зрение, не заостряя внимания на кулаке или глазах партнера. Фактически, фиксируя глаза на кулаке партнера, вы поймете, что он хочет ударить вас, только тогда, когда он уже начнет атаку- во всяком случае, когда уже поздно реагировать. Если же, напротив, вы сохраните периферийное зрение и будете думать, что Одна Точка — это центр пространства, вы сможете не только вовремя предотвратить намерение партнера, но и быстро двигаться, контролируя все окружающее.

Уважайте Ки партнера

Если вы посмотрите на первую картинку последовательности, вы также сможете вообразить, что останавливаете или отводите кулак партнера, противостоя ему спереди. Это вызовет цепную реакцию: немедленную атаку другим кулаком или же удар ногой, итак далее. Я уже подчеркивал трудность высвобождения из захвата или атаки, производимых в полном расслаблении. Следовательно, лучше избегать любого типа столкновения с Ки-партнером. Важно двинуться немного вбок, позволяя Ки и кулаку уке продолжить движение в принятом направлении беспрепятственно. Чтобы уйти от направления его атаки, причем так, чтобы он не следовал за вами, вам придется использовать свою руку, направляя внимание партнера вперед таким движением, как будто вы приглашаете гостя войти в дом, чтобы заставить кулак партнера двигаться дальше вперед, а не против вас. Если вы проделаете это движение рукой четко и твердо, ваш уке продолжит движение вперед, а у вас появится время отодвинуться вбок. В ином случае он вас достанет.

 Поставьте себя на место партнера

Пока вы стоите друг напротив друга, ваше сознание, скорее всего, столкнется с сознанием партнера, как и ваши тела. Следовательно, нужно двигаться сбоку от партнера, таким образом, чтобы вы могли направить взгляд в том же направлении, что и партнер, и безболезненно отразить его атаку, не сталкиваясь с ним.

Управляйте с уверенностью

Соединив свое Ки с Ки уке, вы завершите свое движение гармонично и уверенно, используя скорость его атаки и помещая себя в центр движения. Таким образом, вы направите его кисть (сжатую в кулак) движением к земле что оставит его руку в напряжении, и это облегчит вам отбрасывание партнера назад. Пока он поднимается, положите свободную руку на кулак партнера, располагая свои пальцы вдоль пальцев партнера, и направьте, с помощью этой руки, его окончательное падение. По существу, падение уке вызывается не болезненным выкручиванием запястья или руки, а ритмом, достигнутым полным расслаблением ваших рук и отбрасывающим его назад, который затем приводит его к падению. В упражнении мы создаем ситуацию, в которой партнер «случайно» падает и, падая, сохраняет равновесие.
В следующей последовательности рисунков демонстрируется защита с использованием дзё (деревянной палки) против атаки такого же типа.
Чтобы ударить с силой (расслаблением), рассматривайте дзё как удлинение вашей руки и продолжайте расширять Ки за ее границы.
Разница между этой техникой и предыдущей заключается в расстоянии, которое вы должны принять во внимание в начале упражнения, поскольку палка длиннее руки. Следовательно, вы должны будете упражняться, постоянно сохраняя хорошие отношения с пространством, не фиксируя сознание на палке или партнере.
Расчет расстояния всегда необычайно важен. Фактически, речь идет не только о физическом расстоянии между маге и уке, но и о верном моменте для действий. Вы не только должны сохранять достаточную дистанцию по отношению к партнеру, чтобы вынудить его совершить большое движение, атакуя вас, но вы также должны воспринять это расстояние и поддержать его в динамической ситуации, когда уке атакует. Слово ма-ай означает как раз это взаимоотношение между пространством и временем. Основной способ постоянного восприятия и достижения ма-ай — это расположение Одной Точки в центре пространства. Если сознание спокойно настолько, чтобы постоянно поддерживать восприятие окружающего пространства, вам будет легко воспринять то мгновение, когда ма-ай нарушается действием уке. Достижение периферийного видения пространства (бесконечности) позволит вам уверенно и спокойно обращаться с маленьким пространством между вами и партнером. Состояние ма-ай, на самом деле, такое же, как и уже описанное в пяти принципах для Фудошин в первой части книги.
Другим важным требованием в практике Син Син Тоитсу Айкидо является положение тела. В предыдущей главе мы уже видели, что самая эффективная поза — самая естественная, когда тело остается в полном расслаблении. Типичная поза для Айкидо называется ханжи: одна нога немного впереди, под углом 90 градусов к другой таким образом, чтобы создать что-то типа треугольника, где поверхность тела, которая может быть открыта возможной атаке уке, уменьшилась бы и в то же время сохранялась возможность двигаться быстро (. На самом деле, ханми -это, скорее, ментальный образ, чем поза тела. Если вы посмотрите, вы поймете идею треугольника в соответствии с точкой отсчета внутри большего пространства (бесконечности). точкой отсчета является окончание боккен (деревянного меча), из которого исходят стороны треугольника, если смотреть на него из точки, находящейся впереди точки меча и предмета. Одна сторона — это сам боккен, другая — воображаемая, исходящая из точки боккен, чтобы закрыть оставшуюся поверхность тела. Этот образ треугольника есть щит и в то же время наковальня для проникновения в ханжи уке. Основное требование для достижения этого защитного треугольника — постоянное поддерживание периферийного видения и глобального восприятия пространства вокруг вас. Только таким образом вы сможете зрительно представить свой треугольник и треугольник уке.
Другим, помимо ма-aй и ханми, основным элементом практики Син Син Тоитсу Айкидо является принцип Нидан -бики, т. е. удаление эластичности. Как и всякая ткань, человеческое тело эластично. Даже наша кожа имеет высокую степень эластичности, которую вы можете использовать, выполняя некоторые техники, только если сможете оставаться полностью расслабленным. Попробуйте проверить это следующим упражнением: возьмите конец веревки крепко обеими руками, другой ее конец дайте партнеру, а в середине пусть она провисает. Если вы сильно потянете, веревка растянется, но приложенной силы будет недостаточно, чтобы сдвинуть партнера с места. Если вы попробуете еще раз, при этом удерживая веревку натянутой и убрав остаточную эластичность, то, когда вы потянете веревку на себя, партнер покажется вам довольно легким и вы его легко сдвинете вперед. То же самое произойдет, если вы возьмете кого-нибудь за руку и быстро потянете его руку к себе. В этом случае вы немедленно почувствуете сильное сопротивление и ваши действия вызовут реакцию гнева. Если же, наоборот, вы возьмете человека за руку мягко и пойдете в противоположном направлении, вы будете двигать его, хотя он даже не поймет этого. Это будет так, потому что вы действуете здесь как в тесте с веревкой, натягивая кожу кисти, руки и всего тела, а ваши действия партнеру даже приятны. Благодаря множеству фильмов о боевых искусствах возглас ассоциируется с выполнением техник во время боев и тренировок. По ошибке эти возгласы называются Киай. Фактически слово Киай означает союз Ки, что необязательно достигается возгласом, равно как необязательно то, что возглас без Ки эффективен. Четкость и решительность- вот основные элементы, с помощью которых вы выражаете ваше Киай (обычно оно производится голосом, но может быть и молчаливым), расширяя свое Ки до максимума. Практика Сокушин Но Гё, описанная в первой главе книги, полезна для правильного понимания Киай, которое, на самом деле, тесно связано с дыханием и принципами объединения сознания и тела. Киай в Син Син Тоитсу Айкидо используется для гармонизации и поддержания хорошего ритма или же для самопроверки в процессе выполнения упражнений, где следует прислушаться к голосу, чтобы понять, правильно ли выполняется упражнение. Вы можете использовать Kuaй, чтобы помешать потенциальному нападающему или убедить его сдаться. Но во время практики это может помешать выполнению упражнений и подействовать по принципу бумеранга. Если вы посмотрите на диких животных, вы увидите, что они используют Киай (рычанием, блеянием или мычанием и пр.), когда играют или чтобы показать свое превосходство, словно в театральной постановке, но никогда — в атаке или при самозащите. Когда животное хочет напасть на добычу, а также когда оно настороже или атакует, оно ведет себя особенно тихо. Мы еще вернемся к Kuaй и использованию голоса в последней части книги, где будем говорить о разных применениях Ки и Ки-Айкидо.

Обучение музыкантов и художников

 В последнее время мне приходилось работать в мире музыки и танца. Меня пригласили проводить уроки и семинары по Ки-практике в группах артистов; некоторые сами посещали курсы Ки и Ки-Айкидо додзё. Впервые я столкнулся с такой работой много лет назад, занимаясь с группой музыкантов, один из которых был учеником в додзё. На уроках мы занимались в основном тремя вещами: позой, дыханием и релаксацией. В настоящее время несколько музыкантов (фортепиано, флейта, гитара, певцы) тренируются в додзё. Занятия Ки для музыкантов полезны во многих отношениях. Прежде всего следует помнить, что музыкант, занимаясь или выступая на концерте, подвергается постоянному напряжению, которое сказывается на качестве исполнения.

Тренировка Ки может уменьшить это напряжение за счет эффективного контроля над дыханием и поддерживания высокого уровня концентрации — качеств, особенно необходимых для такой работы.

Музыканту, играющему на духовых инструментах, например, очень важно стараться удерживать вес внизу и чувствовать себя легко; держать инструмент, не испытывая боли в плечах, шее или спине. Для пианиста упражнения Ки Тайсо полезны тем, что его суставы работают с минимальным напряжением, что, естественно, увеличивает скорость движения пальцев.

Постоянный поиск Одной Точки обеспечивает музыканту стабильность во время концерта, уменьшает напряжение верхней части тела и подготавливает его к хорошему контакту с инструментом. Еще одно обстоятельство, волнующее всех исполнителей, — нервы (следствие боязни сцены, психологическая и физическая скованность). Это состояние порождает неуверенность и слабость звука, и неизбежную разбросанность музыкальной фразы (самый важный момент в музыке). Практика Ки-Айкидо помогает увеличить веру в себя, уменьшить профессиональную неуверенность (на сцене) и подготовить человека к более сложным задачам.

В этом отношении особенно ценным является тренировка способностей к глобальному видению пространства, что позволяет не фиксировать внимание на людях, находящихся впереди. Видение окружающего мира в пределах 360 градусов помогает нам не замечать аудитории, не иметь страха перед ней. В результате получится и сильный звук, и четкая и точная музыкальная фразировка.

Подготовка к концерту занимает очень много времени и труда, и мысль о том, что результат этого — всего лишь один час концерта, может вызвать напряжение и страх. Сознание стремится к блокировке, а «паразитические» мысли могут одерживать верх, ухудшая качество исполнения. Ки-Айкидо помогает справляться с подобными ситуациями благодаря использованию принципов Фудошин, а значит, сохранять спокойствие сознания и способность к быстрым движениям.

Недавно у нас произошел интересный случай в додзё. Одна оперная певица, по контракту работавшая во Флоренции, с большим интересом посещала курс Ки. Ей особенно понравилось упражнение Киай тем, что оно помогало ей прочистить голос и сделать его сильней. Правильная поза положительно влияет на качество голоса. Мы обсудили с ней проблему позы, как держать тело «естественно». Этому очень способствовало поддерживание Одной Точки и расслабление, а также удерживание веса внизу. На втором этапе мы изучали дыхание Ки. После того как мы изучили это обычным способом, мы попробовали голос на выдохе, последовательно произнося все гласные, пока голос не становился чистым и звонким. Такой выдох с использованием дыхания Ки, напоминающий произнесение мантр, дает мощное ощущение спокойствия, расслабления и улучшает качество звука. Потом мы стали изучать Киай, которое можно описать как концентрированный выдох. Сила Киай состоит в том, что, хотя мы расширяем наше Ки вполне определенным образом, мы не изменяем нашего состояния спокойствия и расслабленности. Для этой цели лучше подходит звук «иёи» с удлинением и усилением центрального гласного (и-и-ёё-и-и-и-и), чтобы получить ощущение спокойствия и протяженности, как будто звук уже существовал, а затем усилился и продолжился в бесконечность. Этот прием позволяет издать чистый звук, не потревоженный неожиданной остановкой, которая ограничила бы расширение Ки.

В додзё также занимается много танцоров (классического и современного танца). Почти у всех хорошо развито равновесие, хотя некоторые страдают от мышечной боли, в особенности в спине, из-за жестких и насильственных упражнений.

Во многих случаях было очень полезно подтвердить, что, путем практики объединения сознания и тела и упражнений Ки Тайсо и Айки Тайсо, можно достичь очень большой гибкости, сохраняя состояние естественного расслабления, без мышечного напряжения.

Во многих учебных заведениях по классическому танцу и балету применяются насильственные методики получения удлиненной формы тела, даже в ущерб здоровью. В насильственной манере проводятся упражнения по растяжке, идущие вразрез с естественным защитным сопротивлением тела и вызывающие боли и контрактуру мышц. Я помню одного учителя классического танца, который, растягивая шпагат одной ученицы, заставлял ее ложиться ничком на пол с завязанными веревкой щиколотками и прижатыми к полу коленями — чистая пытка. Даже если такой случай — явное исключение, использование насильственных методов работы с телом все еще широко применяется.

Такая практика базируется на старой идее растягивания тела. Это механическое видение проблемы, связанное с насильственным модифицированием тела в соответствии с эстетическими канонами. Каждое движение, каждое упражнение, каждая растяжка выполняются механически, вызывая напряжение определенной части тела, которую надо «обучить». Но тело обладает системой защиты, которая блокирует мышцы, если они подвергаются чрезмерным и длительным нагрузкам. В результате мы получаем эффект, обратный желаемому, а упорствуя, повредим мышцы.

Мы понимаем, что во втором упражнении Ки Тайсо растяжение руки эластично, Одна Точка хорошо поставлена в центр пространства, а ритм правилен. Если мы будем выполнять это упражнение насильственно, мы будем двигать толкающую руку с постоянной растяжкой вне ритма и с напряженной мускулатурой.

С 70-х годов новые веяния в танце привели к появлению концепции «постмодерна» с явным влиянием восточных дисциплин (типа Тайцзицзюань и Айкидо), которые предлагают глобальное видение танцора, т. е. с объединением сознания и тела.

По этой новой концепции практика объединения тела и сознания находит большую сферу применения, полезную для подготовки танцора.

Шарлотт и Алессандро, посещавшие вместе с другими танцорами додзё во Флоренции, испытали нечто очень важное. Прилежно посещая занятия в додзё довольно долгое время, они обогатили свое профессиональное образование практикой Ки и Ки-Айкидо. Оригинальность их работы прославила их во многих европейских странах. Тренировка в додзё была полезна им не только в физическом смысле, но и в хореографическом и психологическом аспектах. Особенно полезным было обучение помещению Одной Точки в центр пространства, поскольку это помогало им достичь более полного восприятия пространства и движения. Для импровизации им нужно контролировать движения тела. Как боевое искусство, Ки-Айкидо способствует развитию внимания между партнерами, создавая гармоничное взаимодействие между ними и пространством. Все это имеет значение для эффектности исполнения, изменяя отношения между партнерами, которые не должны жертвовать активным присутствием в диалоге между ними в пользу внимания аудитории. Можно рассматривать пример взаимодействия двух людей, выполняющих Тайги, как пример взаимодействия танцоров в балете: в обоих случаях качество исполнения зависит от расширения Ки между ними и их отношений с пространством.

Упражнение Айки Тайсо очень полезны для изучения естественного движения, например: небольшие прыжки в танце выполняются как одно мускульное усилие, элегантно и гармонично. Айки Тайсо позволяет естественно выполнять маленькие прыжки с большой легкостью и ловкостью.

Ки-дыхание тоже очень интересно. В мире балета дыханию обучают как легочной деятельности, привлекая внимание к верхней части тела и избегая брюшного дыхания. Отсюда возникает трудность в удержании веса внизу, которая делает осанку неестественной, а тело закрепощенным. Метод Ки-дыхания, напротив, помогает сохранять умственное спокойствие и стабильную осанку.

Применение объединения тела и сознания и Ки-Айкидо в спорте

 Спорт можно рассматривать как психомоторную оздоровительную или соревновательную деятельность. К сожалению, деловые и экономические интересы часто побеждают концепцию спорта как оздоровительной практики в пользу максимально состязательных или эстетических достижений, полученных в результате усиленных физических тренировок. Мир потребления нашел новый источник обогащения в потребности людей двигаться, но ограничил эту потребность эстетическими рамками. Так, мы пережили бум бодибилдинга, аэробики, распространения анаболических стероидов и специальных диет, удовлетворяющих новому гедонистическому социальному спросу. Например, бег трусцой стал символом современного человека. Почти каждый день мы видим на экране телевизора американского президента, бегающего трусцой перед какой-нибудь конференцией, как будто бег сейчас для него — самое важное. Вот и другие бегают, причем чаще всего по асфальтированным дорогам, рискуя повредить позвоночник и перегрузить сердце.

На таких условиях спорт становится опасным для здоровья, особенно если мы продолжаем отделять физическое от умственного в нашей деятельности. Упражнения Ки Тайсо и практика Ки-Айкидо могут помочь нам понять, как развить способности тела и сознания в целом.

К счастью, мир профессионального спорта начинает понимать важность сознания. Даже появилась новая специальность — спортивный психолог, чтобы справляться с частыми случаями спортивного стресса, а также для улучшения результатов. Спортивный бизнес начал принимать во внимание сознание спортсмена, но все еще отдельно от тела.

Важность глобального видения человеческой личности является решающим фактором в любой сфере деятельности. По этой причине принципы объединения сознания и тела могут использоваться во всех видах спорта.

Несколько лет назад мне пришлось работать в этой сфере с весьма ободряющими результатами. В первый раз это было тогда, когда ученик одной известной теннисной школы, с интересом прослушавший мою лекцию о принципах Ки, предложил мне поучить профессиональную теннисную команду объединению сознания и тела. Его просьба касалась в основном преодоления напряжения и стресса во время матча и перед ним. Немного позанимавшись, команда хорошо сработалась, а Ки-тестирование стало важным элементом проверки состояния спокойствия и расслабления, преодоления стресса.

Еще один очень важный опыт я получил, работая с группой стрелков, посещавших уроки Ки в Ku-Додзё во Флоренции. И в этом случае можно было видеть, что для того, чтобы хорошо стрелять, необходимо полное расслабление, а оно определяется в основном осанкой и умственным спокойствием.

  Объединение сознания и тела на рабочем месте

 Один ученик додзё много лет работал менеджером в электронной компании. Он часто говорил, что практика очень сильно помогла ему профессионально. Для него самым важным было понимание принципов объединения сознания и тела. Эта практика позволила ему лучше понять взаимоотношения в коллективе компании и выработать: свой стиль руководства. Практика Ки-Айкидо подчеркивает важность гармонии, необходимой для всех членов группы. Ки-Айкидо учит снижать уровень конфликтности, никого не притесняя. Менеджер — это лидер со своей ответственностью, следующий принципу авторитета, а не авторитаризма. Если он способен понять потребности и способности своих сотрудников, то даст им важные задания, которые обеспечат ему их уважение и доверие. Практики Ки-медитации и Ки-дыхания могут помочь вам сохранить сознание спокойным и развить способность не фиксировать его только на бизнесе в ущерб восприятию окружающей реальности.

Принципы Фудошин помогают избежать фиксации сознания на деньгах, определяя их как некоторую единицу в измерении бизнеса, средство развития деятельности вообще, но не единственной цели.

Способность работать меньше, но с большим вниманием, не тратя зря энергии, является самым главным результатом, которого деловой человек может достигнуть с помощью Ки-Айкидо. Эти соображения можно найти в советах мастера Тохеи (излагаемых далее), в описании его принципов, посвященных разнообразным сферам деятельности, для менеджеров, специалистов по связям с общественностью, в отношении со служащими и в коммерции.